Цель выполняет регулирующую функцию в карьерной деятельности и является субъективным образом желаемого, идеальным представлением будущего результата карьеры. Цель карьерной деятельности может быть представлена в- двух аспектах:

1) как уровень, достижений, которые ставит перед собой человек;

2) как образ будущего результата.

Стратегические образы-цели карьерной деятельности содержат представления об основных характеристиках желаемого уровня развития; обладают сильной смысловой значимостью; характеризуются определенностью и конкретностью. Постановка целей должна учитывать основные характеристики будущего карьерного пути: привлекательности (соответствие цели личностным особенностям субъекта, его интересам; ценностям, представлениям); реальности (достижимость карьерных целей); последовательность (этапность реализации); прогрессивность (цель нового этапа карьерного развития должна предполагать развитие способностей и расширение возможностей, готовность к освоению новой социальной и профессиональной роли). Цели карьерного развития детерминированы не только личностными особенностями субъекта карьеры, но и системным окружением — сферой, взаимодействия и воздействия субъекта карьеры (социально-экономические условия, особенности организации, социальной группы). Трудности, связанные с карьерными целями, могут быть преодолены с помощью    самомаркетинга,    который    осуществляется    в    соответствии    с психологическими закономерностями[1].

Карьерный самоменеджмент — это технология самопланирования карьеры и реализации карьерного потенциала личности. Технологию карьерного самоменеджмента можно осуществлять как сугубо самостоятельно, так и в режиме «коучинга»[2].

Процесс карьерного планирования связан с развитием навыков саморегулирования, с выделением специальных личностных способностей к организации времени, а также с пониманием самого плана как личностной способности.

Психологические особенности карьерного планирования включают уровень образования, жизненный опыт, образ жизни, активность жизненной позиции и характер. Уровень образования — это отправная точка в планировании карьеры, но не более. Жизненный опыт влияет на реалистичность планов, на темп их осуществления. Образ жизни определяется как совокупность видов деятельности, которые человек активно использует в социальном бытии. Активность жизненной позиции влияет на приоритеты целей и отражается в средствах реализации личных планов. Характер понимается как своеобразный личностный ресурс, который проявляется в широте планов, их устойчивости, энергичности и силе сопротивления трудностям, возникающим при достижении целей[3].

Карьерное планирование как процесс связан с гибкостью мышления и высоким уровнем самосознания. Гибкость отражает умение человека вносить изменения в планы в процессе их реализации, даёт возможность личности изменять исходные пункты своего плана без ущерба для достижения поставленной цели[4].

[1] Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – Спб., Питер, 2003. С. 65-84.

[2] Управление карьерой — процесс прогнозируемый и просчитываемый URL: http://www.rhr.ru/index/find/to_be/9369.html

[3] Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический’- аспект. М;: Экономика, 1990. С. 152-164.

[4] Лебедев А.Н. Психологические проблемы планирования деятельности руководителем // Психологический журнал. Т. 12; №5. 1991.

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 39-40