В Республике Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни). Структура налогообложения в Республике Казахстан предполагает взимание прямых и косвенных налогов.
Статья 2 Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет [1] (НК РК) гласит, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом. Законодатель ограничивает состав налогового законодательства только целесообразностью регулирования налоговых отношений, осуществляемого НК РК, а при необходимости и иными нормативными правовыми актами в случаях, когда это допускается НК РК. Фактически границы налогового законодательства четко не очерчены, и законодатель допускает их широкое толкование. В НК РК устанавливается приоритет налогового законодательства перед иным законодательством в вопросах налогообложения, а международный договор, в свою очередь, имеет приоритет перед национальным законодательством в случае его ратификации Республикой Казахстан.
Существенным положением ст. 2 является запрет на включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, правда, с оговоркой «кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Приведенная оговорка, как нам представляется, снижает значимость данной нормы для всего налогового законодательства.
В Республике Казахстан действует одноуровневая система налогов, сборов и плат[2].
Налогами признаются:
— корпоративный подоходный налог;
— индивидуальный подоходный налог;
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— рентный налог на экспорт;
— специальные платежи и налоги недропользователей;
— социальный налог;
— налог на транспортные средства;
— земельный налог;
— налог на имущество;
— налог на игорный бизнес;
— фиксированный налог;
— единый земельный налог.
Предусмотрены следующие виды сборов:
— государственная пошлина;
— регистрационные сборы;
— за проезд автотранспортных средств по территории Казахстана;
— с аукционов;
— лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
— за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
В составе обязательных платежей в бюджет также предусмотрена плата:
— за пользование земельными участками;
— за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
— за эмиссии в окружающую среду;
— за пользование животным миром;
— за лесные пользования;
— за использование особо охраняемых природных территорий;
— за использование радиочастотного спектра;
— за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
— за пользование судоходными водными путями;
— за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля над налогоплательщиками со стороны налоговых органов в значительной степени идентична налоговой системе Российской Федерации (РФ).[3]
В таблице приведены ставки основных Республике Казахстан по сравнению с РФ.
Таблица 1
Ставки основных налогов в Республике Казахстан по сравнению с РФ
N
п/п |
Вид налог | Республика Казахстан | Российская Федерация |
1 | Налог на добавленную стоимость (%) | 12 (0) | 18 (10; 0) |
2 | Налог на прибыль (%) | 20 (15; 10) | 20 |
3 | Налог на доходы физических лиц (%) | Диффер. ставка 5;10 | 13 |
4 | Социальный налог (%) | Диффер. ставка 11 (4,5 — 20) | 30 |
5 | Налог на имущество | Диффер. ставка 0,05 — 1,5 | Диффер. ставка
<= 2,2 |
В Республике Казахстан ставка налога на прибыль составляет 20% и равна аналогичной ставке в Российской Федерации.
Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан («индивидуальный подоходный налог») низкая (10%). В Российской Федерации ставка НДФЛ выше и составляет 13%.
Ставка социального налога в Республике Казахстан от 4,5 до 20%.
В Республике Казахстан вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом от 20.06.1997 N 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»[4] и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.1999 N 245 «Об утверждении Правил исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов»[5].
В соответствии с п. п. 3 и 5 Постановления Правительства Республики Казахстан N 245 агенты (организации), использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в размере 10% ежемесячного дохода работника. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 — 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.
Правовой основой взимания НДС и акцизов в Республике Казахстан является многосторонний Договор о Евразийском экономическом союзе»[6].
Важной особенностью налоговой системы Республики Казахстан является низкая сумма налогов, которую предприятие перечисляет в бюджет в связи с использованием трудовых ресурсов. Как видно из анализа данных, представленных в табл. 2, налоги и выплаты на заработную плату составляют всего 11,2% от прибыли, в то время как в России указанная ставка составляет 41,2%. Одновременно у российских предприятий самая низкая доля, которую занимает налог на прибыль в отношении к финансовому результату организации, — 7,1%
Таблица 2
Сравнительная характеристика основных показателей налоговой системы Республики Казахстан по сравнению с РФ
Индикатор | Казахстан | Россия | Средний показатель по двум странам |
Выплаты, количество | 7 | 7 | 7 |
Время, ч | 188 | 177 | 182,5 |
Налог на прибыль, % от прибыли | 15,9 | 7,1 | 11,5 |
Налог и выплаты на зарплату, % от прибыли | 11,2 | 41,2 | 26,2 |
Другие налоги, % от прибыли | 1,6 | 5,8 | 3,7 |
Общая налоговая ставка, % от прибыли | 28,6 | 54,1 | 41,35 |
Место в мире[7] | 17-е | 64-е | — |
В Республике Казахстан в системе налоговых органов выделены налоговые комитеты по областям в г. г. Астане и Алматы, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты на территории специальных экономических зон и Межрегиональный налоговый комитет N 1 (контролирует организации, осуществляющие деятельность по добыче, переработке, транспортировке и реализации нефти и газа)[8].
[1] Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217
[2] Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. Казахстан — налоговая лаборатория ЕврАзЭС // Налоги и налогообложение. 2014. N 1.
[3] Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012.
[4] Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 N 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00036&ogl=all
[5] Постановление Правительства от 15.03.1999 N 245 «Об утверждении правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» URL: http://www.pavlodar.com/zakon/index.html?dok=03518&oraz=00&noraz=0
[6] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/
[7] Место в мировом рейтинге налогообложения среди 183 стран. / Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса». URL: http://rassian.doingbusiness.org/data/exploretopics/paying-taxes.
[8] Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 31.