В Республике Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни). Структура налогообложения в Республике Казахстан предполагает взимание прямых и косвенных налогов.

Статья 2 Кодекс Республики Казахстан  О налогах и других обязательных платежах в бюджет [1] (НК РК) гласит, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом. Законодатель ограничивает состав налогового законодательства только целесообразностью регулирования налоговых отношений, осуществляемого НК РК, а при необходимости и иными нормативными правовыми актами в случаях, когда это допускается НК РК. Фактически границы налогового законодательства четко не очерчены, и законодатель допускает их широкое толкование. В НК РК устанавливается приоритет налогового законодательства перед иным законодательством в вопросах налогообложения, а международный договор, в свою очередь, имеет приоритет перед национальным законодательством в случае его ратификации Республикой Казахстан.

Существенным положением ст. 2 является запрет на включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, правда, с оговоркой «кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Приведенная оговорка, как нам представляется, снижает значимость данной нормы для всего налогового законодательства.

В Республике Казахстан действует одноуровневая система налогов, сборов и плат[2].

Налогами признаются:

— корпоративный подоходный налог;

— индивидуальный подоходный налог;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— рентный налог на экспорт;

— специальные платежи и налоги недропользователей;

— социальный налог;

— налог на транспортные средства;

— земельный налог;

— налог на имущество;

— налог на игорный бизнес;

— фиксированный налог;

— единый земельный налог.

Предусмотрены следующие виды сборов:

— государственная пошлина;

— регистрационные сборы;

— за проезд автотранспортных средств по территории Казахстана;

— с аукционов;

— лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

— за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

В составе обязательных платежей в бюджет также предусмотрена плата:

— за пользование земельными участками;

— за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

— за эмиссии в окружающую среду;

— за пользование животным миром;

— за лесные пользования;

— за использование особо охраняемых природных территорий;

— за использование радиочастотного спектра;

— за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

— за пользование судоходными водными путями;

— за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля над налогоплательщиками со стороны налоговых органов в значительной степени идентична налоговой системе Российской Федерации (РФ).[3]

В таблице  приведены ставки основных Республике Казахстан по сравнению с РФ.

Таблица 1

Ставки основных налогов в Республике Казахстан  по сравнению с РФ

 N

п/п

Вид налог Республика  Казахстан Российская  Федерация
 1 Налог на добавленную стоимость (%)   12 (0) 18 (10; 0)
 2 Налог на прибыль (%)   20 (15;  10) 20
 3 Налог на доходы физических лиц (%)   Диффер.  ставка 5;10 13
 4 Социальный налог (%)   Диффер.  ставка 11 (4,5 — 20) 30
 5 Налог на имущество   Диффер.  ставка  0,05 — 1,5   Диффер.   ставка

<= 2,2

В Республике Казахстан ставка налога на прибыль составляет 20% и равна аналогичной ставке в Российской Федерации.

Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан («индивидуальный подоходный налог») низкая (10%). В Российской Федерации ставка НДФЛ выше и составляет 13%.

Ставка социального налога в Республике Казахстан от 4,5 до 20%.

В Республике Казахстан вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом от 20.06.1997 N 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»[4] и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.1999 N 245 «Об утверждении Правил исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов»[5].

В соответствии с п. п. 3 и 5 Постановления Правительства Республики Казахстан N 245 агенты (организации), использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в размере 10% ежемесячного дохода работника. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 — 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.

Правовой основой взимания НДС и акцизов в Республике Казахстан является многосторонний Договор о Евразийском экономическом союзе»[6].

Важной особенностью налоговой системы Республики Казахстан является низкая сумма налогов, которую предприятие перечисляет в бюджет в связи с использованием трудовых ресурсов. Как видно из анализа данных, представленных в табл. 2, налоги и выплаты на заработную плату составляют всего 11,2% от прибыли, в то время как в России указанная ставка составляет 41,2%. Одновременно у российских предприятий самая низкая доля, которую занимает налог на прибыль в отношении к финансовому результату организации, — 7,1%

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных показателей налоговой системы Республики Казахстан  по сравнению с РФ

Индикатор Казахстан Россия Средний показатель по двум странам
Выплаты, количество 7 7 7
Время, ч 188 177 182,5
Налог на прибыль, % от прибыли 15,9 7,1 11,5
Налог и выплаты на зарплату, % от прибыли 11,2 41,2 26,2
Другие налоги, % от прибыли 1,6 5,8 3,7
Общая налоговая ставка, % от прибыли 28,6 54,1 41,35
Место в мире[7] 17-е 64-е

 

В Республике Казахстан в системе налоговых органов выделены налоговые комитеты по областям в г. г. Астане и Алматы, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты на территории специальных экономических зон и Межрегиональный налоговый комитет N 1 (контролирует организации, осуществляющие деятельность по добыче, переработке, транспортировке и реализации нефти и газа)[8].

[1] Кодекс Республики Казахстан  О налогах и других обязательных платежах в бюджет URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217

[2] Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. Казахстан — налоговая лаборатория ЕврАзЭС // Налоги и налогообложение. 2014. N 1.

[3] Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012.

[4] Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 N 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00036&ogl=all

[5] Постановление Правительства от 15.03.1999 N 245 «Об утверждении правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» URL: http://www.pavlodar.com/zakon/index.html?dok=03518&oraz=00&noraz=0

[6]  Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/

[7] Место в мировом рейтинге налогообложения среди 183 стран. / Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса». URL: http://rassian.doingbusiness.org/data/exploretopics/paying-taxes.

[8] Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 31.

Налоговая система Казахстана
Метки: