1.1 Особенности молодежной аудитории как субъекта восприятия product placement
Возраст – «характеристика человека, отражающая этапность его жизненного пути»[1] Кроме этого возраст служит критерием занятия или олицетворения той или иной социальной роли. Периодизация жизненного пути проявляется в поэтапном включении человека в систему общественных отношений. Возрастная стратификация включает также связанные с возрастом социально-психологические ожидания, а также реализацию различных задач социализации. Молодежь — это специфическая социально-демографическая группа, переживающая период активного становления социальной зрелости, обладающая определенным социально-экономическим положением и психологическими особенностями, связанными со специфическим этапом жизненного пути.
Рис. 1. Возрастно-половая структура населения России на 1 января 2012 г.[2]
При этом само определение возраста в конкретном количестве лет жизни, как это имеет место в случае использования термина «несовершеннолетний», сталкивается с некоторыми трудностями. В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст. Так, к молодежи одни исследователи относят лиц не старше 25 лет[3], другие отодвигают этот временной порог до 30 лет[4], «а в общественном мнении вообще бытует слишком расширительное понимание молодости (до 40 лет), когда к нему относят и «молодого ученого» за тридцать, и «молодого поэта» за сорок, и даже «молодого режиссера» за пятьдесят»[5].
Следовательно, молодежь представляет собой социальную группу и возрастную категорию населения примерно от 14-15 до 29-30 лет. В России численность ее составляет более 34 млн. человек. Специфика социального положения молодежи в обществе состоит в том, что она объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности процесса социализации и выбора смысложизненных ценностей и приоритетов.[6]
Не взирая на то, что большинство демонстрируемых передач отличается низким уровнем качества, многие молодые телезрители в целом удовлетворены предлагаемым «телеменю». Молодые люди (учащиеся средних и высших учебных заведений) лояльно относятся к телевидению в целом и реалити-шоу – в частности, что неудивительно, так как сегодняшнее телевидение в наибольшей степени отвечает именно их ожиданиям и интересам.
Погружаясь в виртуальную реальность таких шоу, человек получает возможность искусственным путем пережить всю гамму чувств и эмоций, демонстрируемых на экране. Следовательно, просмотр реалити–шоу приобретает для многих практическую значимость, удовлетворяя некоторые потребности.
[1] Луков В.А. Социологическая энциклопедия. // Под редакцией Иванова В.Н. в 2-х томах – М., Мысль, 2003, т.1., с. 159
[2]Распределение населения по возрастным группам // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls
[3] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 67.
[4] Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 32.
[5] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 374.
[6] Афанасьева Р.М. Ценностные ориентации современного молодого поколения // Власть.- 2007.- № 5.