Известно, что потребностью называют состояние нужды в определенных условиях, которых недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с  наличием у человека чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется личности. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение[1]. Действия в такой ситуации направляются на удовлетворение потребности, на достижение конечного результата – цели.

Потребности условно можно разделить на физиологические, социальные и личностные. Мы остановимся на рассмотрении последних двух.

Для каждого человека (а для молодого — особенно) важно, чтобы его жизнь отличалась разнообразием и насыщенностью. Это порождает эмоции, а без эмоций невозможно нормальное функционирование психики здорового человека. Жизненное однообразие порождает скуку, а она в свою очередь приводит к «эмоциональному голоду», удовлетворить который можно двумя способами: 1) разнообразить свою настоящую жизнь; 2) подменить действительность виртуальной реальностью. Последний способ становится все  более предпочтительным. Не имея возможности реализоваться в жизни, достичь желаемого одни уходят в виртуальную интернет-реальность, другие погружаются в мир реалити–шоу, или живут жизнью героинь сериалов.  При этом идет процесс отождествления себя с медийными персонажами (для некоторой части аудитории это связано и с сублимацией), что дает возможность безопасно прожить некоторые жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные).

Это особенно актуально по отношению к подросткам, жизненный опыт которых небогат, его недостаток молодой человек активно старается восполнить, и в поиске ответов на многочисленные вопросы черпает информацию из медийных источников, по большей части телевизионных.

Экранные медиа выполняют компенсаторную функцию, а также служат неким «методическим пособием». Стремясь реализовать потребность самопознания, самовыражения и самоутверждения  молодой человек нацелен на достижение успеха. И, следовательно, при выборе социальной позиции, модели поведения ориентируется на тех, кто занимает   авторитетное положение в обществе, кто успешен. Участники реалити–шоу зачастую и становятся образцами для подражания. Многие из них демонстрируют смелость, уверенность, активность. Они привлекательны, пользуются популярностью. При реализации потребности самовыражения и самоутверждения  некоторые подростки руководствуются их поведением. А самым простой способ стать похожим на другого — копирование внешних атрибутов тех, кто авторитетен в молодежном кругу. Копируется мода в одежде, макияж, особая лексика, манеры и модели поведения, способы отдыха, увлечения. Особенно это свойственно девушкам,  желающим походить на наиболее популярных участниц реалити-шоу. Подобные действия, якобы, могут привести к достижению поставленной цели: занять определенное положение, приобрести высокий статус в своем социальном, возрастном кругу[2].

Данные целевые установки в некоторой степени определяют ценностные ориентации, которые волнуют молодых людей по большому счету не с познавательной, нравственной  точки зрения, а в плане их собственного самоопределения. При рассмотрении моральных вопросов на первый план выдвигается не столько желание понять, что представляет собой истинные, вечные ценности, сколько степень выгодности принятия того или иного ценностного ориентира. Молодому поколению XXI века присущ более трезвый, прагматический взгляд на жизнь, деловой подход к отношениям. Понятие нравственности становится относительным, каждый понимает его «через призму собственного сознания».

Р.С. Немов  отмечал, что «для современных старшеклассников честность уже не выступает в ее наивно–реалистической форме, в виде ортодоксально–нравственных сентенций  типа: никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду. Большинство юношей и девушек нынешнего поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция, однако, не выражает собой модель  абсолютной вседозволенности и нравственного беспредела…»[3].

[1] Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.:  ВЛАДОС, 2003.  Кн. 1.  С. 465.

[2] Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики № 3  2007

[3] Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 1995. Кн. 2.    с.195.

Исследование восприятия product placement в телевизионных реалити шоу молодежной аудиторией — страница 25-26
Метки: