С банками небанковские кредитные организации объединяют:
- равнозначная принадлежность к банковской системе, так как и те, и другие представляют собой разновидности кредитных организаций;
- осуществление деятельности на основании регистрации и выдачи Центральным банком лицензий. Эти условия определяют статус кредитных организаций;
- регулирующее воздействие и надзор за деятельностью со стороны Банка России[1].
Рис. 1. Структура парабанковской системы РФ[2]
Наиболее полная классификация прочих учреждений кредита дана в работе французского экономиста Ж. Матука. Автор отмечает, что кроме банков в каждой стране существуют финансовые учреждения, располагающие в качестве ресурсов только собственными фондами или займами с денежного и (или) финансового рынка и занимающиеся предоставлением займов, как правило, специализированных, и операциями с ценными бумагами, доходы от которых служат для пополнения собственных фондов. Эти учреждения Ж. Матук разделил на семь категорий (групп):
- Учреждения, занимающиеся кредитованием промышленности и торговли и обладающие правами долевого участия в промышленных и торговых предприятиях.
- Депозитно-консигнационные (или ссудные) кассы.
- Учреждения сельскохозяйственного кредита.
- Учреждения по кредитованию жилищного и иного строительства.
- Внешнеторговые банки или учреждения.
- Финансовые компании по лизинговому кредитованию, кредитованию строительства и потребительскому кредитованию.
- Ссудные кассы муниципального кредита, или «муниципальные банки»[3].
Рыночная экономика дала мощный импульс для развития парабанковских коммерческих и некоммерческих институтов и организаций. Подключение к социальному обеспечению, кроме государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, негосударственных фондов медицинского страхования, организаций, союзов и ассоциаций страховщиков, паевых инвестиционных фондов и т.д. — это создание реальных условий конкуренции в долгосрочном инвестировании. Теоретические основы функционирования институтов парабанковской системы как субъектов экономических отношений лежат в области преодоления несовершенства рынка, повышения эффективности государственного управления и рас-пределения общественных благ. Анализ деятельности парабанковских институтов и организаций осуществляется как синтез положений экономической теории и теории институционализма.
Основной целью финансовой политики государства является концептуальная разработка и реализация комплекса мер по эффективному и соответствующему мировым стандартам удовлетворению потребностей в социальной защите населения, экономических субъектов и государства, которые являются условием обеспечения социальной стабильности, стимулом расширения предпринимательской активности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов. Достижение данной цели предполагает создание специализированных банковских и парабанковских институтов и организаций, формирование гарантийных фондов, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка банковских и парабанковских услуг, совершенствование инвестиционной и кредитной политики, обеспечивающей расширение направлений инвестирования денежных средств.
[1] Любомудров, Д. В. Небанковские кредитные организации как инструмент повышения инвестиционной привлекательности российских проектов // Рынок ценных бумаг. 2001. № 23. С. 63.
[2] Терехович Ю.Б., Кравчук А.Ю. Инвестиционная привлекательность парабанковской системы // Рынок ценных бумаг. № 1(54). 2008. С. 81.
[3] Матук, Ж. Финансовые системы Франции и других стран, Т. 1. Кн. 2. -М., 1994. с. 24.