Государственное регулирование банковской и парабанковской деятельности осуществляется как через законодательные и нормативные акты, так и через налоги, трансферты, субсидии, субвенции, а также посредством создания благоприятного инвестиционного и кредитного климата. Налоговый режим, стимулирующий более активное участие банковской и парабанковской систем в инвестиционном процессе и в кредитовании российской экономики, предполагает необходимость единообразного налогообложения их деятельности.

В результате анализа сущности, функций, структуры парабанковских институтов О. В. Челомбицкой были сделаны следующие выводы[1]:

  • в развитии структуры парабанковских институтов заинтересованы все стороны, ныне участвующие в деятельности различных социальных и финансовых институтов (государство, банки, хозяйствующие субъекты и население);
  • парабанковские институты и организации — это еще одна возможность взаимоувязки интересов государства, предприятий, коммерческих, банковских структур и частных лиц;
  • парабанковские институты и организации являются не только инструментом для решения социальных проблем, но и мощным финансовым институтом, способным аккумулировать значительные денежные средства, с последующим инвестированием их в реальный сектор экономики; они выступают своеобразным стабилизатором финансовой системы страны, а появление полноценных институциональных инвесторов способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики.

Правовое положение организаций парабанковской системы различно и может быть рассмотрено только одновременно с учетом каждой разновидности в отдельности.

Для целей государственного регулирования под кредитными организациями, не входящими в банковскую систему («неформальными» кредитными организациями), понимают большую группу разнородных юридических лиц, которые на постоянной профессиональной основе занимаются любыми банковскими операциями, но по разным причинам не входят в банковскую систему. В эту категорию подпадают неформальные кредитные организации двух видов:

  • организации, занимающиеся предоставлением кредитов (займов), которые отвечают сформулированному выше экономическому понятию кредитной организации;
  • организации, которые осуществляют другие банковские операции, главным образом безналичные расчеты[2].

Группа кредитных организаций, занимающаяся предоставлением кредитов (займов),  осуществляет свою деятельность в секторе микрофинансирования. Эти кредитные организации специализируются на предоставлении займов и иных финансовых услуг незначительного размера (от 3 до 10 тыс. долл. США) определенным целевым группам клиентов (главным образом малым предприятиям и предпринимателям без образования юридического лица). Такие заемщики названы в программном документе TACIS «Микрофинансирование в России»[3] как микропредприятия. Микропредприятием можно считать любой вид самозанятости как в городе, так и на селе. Когда люди трудоустраиваются, делая при этом какие-то материальные вложения, начинается процесс создания малого предприятия[4].

[1] Челомбицкая О. В. Роль государства в управлении экономическими основами гражданского общества. – Сб. ст. международной конференции «Государственный аппарат и политические реформы в России». — Ростов-на-Дону: — СКАГС, 2006.

[2] Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. -М.: Статут, 2010. С. 256.

[3] Программный документ TACIS «Микрофинансирование в России». Поддержка развития малого предпринимательства. СМЕРУС 9803. Апрель 2001. С. 13.

[4] Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути решения: Аналитический доклад // Кредитование малого бизнеса в России и Германии: Материалы совместного российско-германского проекта. М.: OST-EURO, 2005. С. 27.

Состояние парабанковской системы в РФ и пути ее совершенствования — страница 15-16
Метки: