Среди частных микрофинансовых организаций может быть специально выделена группа коммерческих организаций, созданных в форме различных хозяйственных обществ, основной целью деятельности которых является систематическое предоставление займов населению. Иногда такие организации не только предоставляют займы, но оказывают и другие услуги, например передают во временное пользование товары народного потребления на условиях договора аренды с правом последующего выкупа. В соответствии с заключенными договорами арендодатели обязуются приобрести в собственность указанные гражданином (арендатором) товары у определенного продавца с целью предоставления их гражданину за плату во временное владение и пользование (лизинг).
На практике указанный вид микрофинансовых организаций образуется не только банками. Довольно часто их создают банки совместно с клиентами — некредитными организациями. Совершенно очевидно, что такая деятельность осуществляется без лицензии Банка России, без соблюдения экономических нормативов и других пруденциальных правил, установленных для кредитных организаций, а зачастую — без обеспечения. Необязательность резервирования снижает операционные издержки и бумажную волокиту, которая обычно не нравится клиентуре, но повышает все банковские риски.
Среди специализированных микрофинансовых организаций необходимо назвать лизинговые организации, действующие на основании гл. 34 ГК РФ и Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[1], и ломбарды, которые специализируются на предоставлении кредитов гражданам под заклад принадлежащего им движимого имущества.
Существует несколько организаций, которые выполняют безналичные расчеты — операторы перевода средств. Формально они не считаются кредитными организациями. Их нельзя назвать кредитными организациями даже в экономическом смысле, поскольку они не выдают кредитов. Однако эти организации осуществляют банковские операции, т.е. отвечают тому критерию, который использовал законодатель для разграничения кредитных и некредитных организаций. Именно по указанной причине их деятельность включена в предмет исследования настоящей работы.
Операторы перевода средств действуют на основании специальных законов об их деятельности. Например, организации почтовой связи вправе осуществлять почтовые переводы денежных средств на основании ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»[2]. В соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ[3] Федеральное казначейство открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
В настоящее время широкое распространение получила практика осуществления платежей по поручению населения в пользу третьих лиц организациями, не являющимися кредитными и не имеющими лицензии Банка России. Примером данной операции является прием торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями платежей физических лиц в пользу операторов мобильной связи, а в ряде регионов и коммунальных платежей.
До недавнего времени такая практика имела незаконный характер. Однако в ответ на требования правоохранительных органов о прекращении незаконной банковской деятельности операторы перевода средств пытались обосновать законный характер своей деятельности. Они утверждали, что собирают платежи от клиентов коммерческих организаций на основании заключенных с ними агентских договоров. Эта деятельность не рассматривалась ими как банковский перевод средств. Они использовали две схемы совершения расчетов: субагентскую схему и схему расчетов на основе системы E-PORT.
[1] Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, N 44, ст. 5394.
[2] Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3697.
[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.