Современный кризис может полностью изменить мировую финансовую архитектуру. Причем банковский сектор подвергнется переделу одним из первых. Уже сейчас крупные банки перестают вкладывать деньги в международные проекты и дают кредиты лишь своим компаниям. Это может привести к дальнейшему углублению глобального экономического спада. Особенно от этой тенденции пострадают рынки развивающихся стран, наиболее зависящие от движения мирового капитала.
Денежно-кредитная политика в перспективе должна отреагировать на вызовы современного мирового экономического и финансового кризиса.
Современный мировой экономический и финансовый кризис актуализировал следующие направления совершенствования денежно-кредитной политики:
Необходимо усилить взаимодействие денежно-кредитной политики с регулированием финансовой системы. В случае явного создания условий для формирования «финансовых пузырей» со стороны центрального банка требуется реакция для его предотвращения. Кроме того, центральные банки должны более активно взаимодействовать с финансовыми регуляторами в условиях усиления взаимозависимости между финансовой и денежно-кредитной системами национальной экономики.
Национальная кредитная система России должна стать локомотивом экономического развития России. При этом необходимо обеспечивать финансовую стабильность страны и ее банковской системы. Для сохранения высоких темпов роста экономики и производства конкурентоспособных товаров на внутреннем рынке необходимо провести существенное обновление чрезвычайно устаревших основных фондов и фактически заново создать почти всю дорожно-транспортную, жилищно-коммунальную и прочую инфраструктуру жизнеобеспечения. Для решения этих задач необходимо обеспечить переход от «распределительной» к «кредитной» экономике, которая позволит проводить более эффективную финансовую политику и увеличить объемы кредитования в разы, а не на проценты.
Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей кредитной системы. Необходимо создать условия для расширения участия небанковских организаций в финансировании инвестиционной деятельности предприятий. На это в том числе, а не только на борьбу с инфляцией, должна быть нацелена денежно-кредитная политика Правительства и Банка России, которая должна способствовать ускорению модернизации экономики.
Образование и развитие разнообразных финансово-кредитных институтов, функционирующие на основе различных форм собственности, требует развития старых и новых форм парабанковской системы и инвестирования и кредита:
- лизинговых, факторинговых и финансовых компаний;
- финансово-кредитных учреждений, обслуживающих оборот ценных бумаг;
- страховых организаций; пенсионных и благотворительных фондов;
- ломбардов, кредитных кооперативов, союзов, товариществ;
- вовлечения большего количества владельцев сбережений, кредиторов и заемщиков (расширения круга заемщиков за счет физических лиц, средних и мелких предприятий) в кредитную систему;
- развития форм кредита, кредитных инструментов, отражающих предпочтения уровня риска и дохода (модернизации структуры кредитов через развитие ипотечного, потребительского, лизинга, факторинга, форфейтинга, проектного финансирования.
Для повышения эффективности государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности необходимо изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию сложившейся ситуации, используя ограниченный набор довольно примитивных монетарных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством.