Выявлено снижение тревожности у мальчиков с возрастом, в то время как у девочек в подростковом возрасте тревожность резко выросла (рис. 4). В то же время показатель самооценочной тревожности с возрастом значительно увеличился о мальчиков и девочек (рис. 5). Другая динамика выявлена по показателю самооценка. С переходом к старшему подростковому возрасту самооценка у мальчиков практически не меняется а у девочек незначительно падает (рис. 6).

Рис. 5. Средние значения показателя «Самооценочная тревожность» по различным поло-возрастным группам

Рис. 6. Средние значения показателя «Самооценка» по различным поло-возрастным группам

Как видно из таблицы 6, статистически значимые различия обнаружены между младшими и старшими подростками  в детском доме  и проявляются эти различия в уровне самооценки и тревожности: уровень самооценки у младших детей — воспитанников детского дома ниже, чем у старших подростков. Уровень тревожности у младших детей — воспитанников детского дома ниже, чем у старших подростков. Это может быть связано со временем пребывания в детском доме: стабильная ситуация пребывания в детском доме снимает негативные последствия пребывания в неблагополучной семье, также целенаправленное психолого-педагогическое воздействие имеет положительное значение для формирования личности подростков.

Полученные данные позволяют обнаружить статистически значимые различия между девочками и мальчиками, воспитывающимися в  детском доме, которые выявлены в уровне тревожности: у девочек тревожность выше, чем у мальчиков.

Градация уровня тревожности показала наличие очень высокого уровня тревожности у 19% детей. Высокий уровень тревожности констатирован у 74% детей. Средний с тенденцией к высокому констатирован всего у 7% детей а средний и низкий уровни тревожности не выявлены.

Рис. 7. Распределение тревожности по уровням среди всех детей

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 51-52